Главная

программа кружка "Открытый файл"

Пояснительная записка

Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Умные машины окружают нас везде – в школе, на трудовых местах, в транспорте. Человеку сегодня просто необходимо иметь хотя бы начальные навыки пользователя.

Курс содержит обзор всех необходимых пользователю программ. В него входят основы работы в среде Windows, возможности пакета MS Office 97-2003 г., а также ряд других пакетов, позволяющих пользователю творчески подходить к решению проблем.

Программа является модифицированной, составлена на основе Программы по информатике для общеобразовательных школ, автор Гейн П.А. Но в отличие от нее в данной программе больше уделено внимания на отработку навыков пользователя, кроме этого в программу включен раздел, посвященный отработке навыков работы с цифровым фотоаппаратом.

Основной целью данного курса должна быть: получение навыка работы с компьютером, умение использования ряда программ, входящих в пакет MicrosoftOffice. Задачи курса:

Обучающие:

üПолучение навыка работы с файловой системой

üИзучение возможностей текстовых редакторов

üПолучение навыков работы с электронными таблицами

üПолучение навыков работы с периферийными устройствами

Развивающие:

üСамостоятельное получение навыков пользователя на основе полученных знаний

üРазвитие творческих способностей в области компьютерной техники

Воспитывающие:

üВоспитание ответственности за дорогостоящее оборудование

üВоспитание творческого подхода к порученным делам

üВоспитание трудолюбия и самостоятельности

Данный курс предназначен для школьников 12-14 лет, желающими овладеть базовыми навыками работы с компьютером. Так как школьный курс информатики в МОУ Атабаевской СОШ рассчитан на учащихся 10-11 классов, школьники младшего и среднего звена не имеют возможности изучать компьютер ранее. Дети в этом возрасте психологически готовы принять компьютер не только как игрушку, но и как средство обучения. Они с интересом осваивают программу, почти не сталкиваясь с трудностями, что позволяет усложнять задания в дальнейшем. Учебный курс построен согласно логике любой учебной системы. Сначала приводятся базовые понятия, формируются навыки работы с основными элементами. Затем обучающимся предлагается перейти к изучению методов работы с пакетами прикладных программ, начиная с простейших.

В группу первого года обучения принимаются дети с 6 класса (12 лет), в группу 2 года обучения – 7 класс (13 лет), в группу 3 года обучения – 8 класс (14 лет). К моменту окончания курса обучающиеся готовы к продолжению обучения в рамках школьной программы.

Срок реализации программы – 3 года. В первый год обучения дети получают первые навыки работы в среде Windows. Так же в этот период обучения дети работают в текстовом редакторе Word, применяя различные объекты, в том числе объекты WordArt. Отработка навыков скоростного набора текстов также является приоритетной направленностью работы в первый год обучения. Во второй год обучения дети уже развивают полученные навыки, применяя служебные программы и работая с html-документами. Также в этот год обучения одной из главных задач становится работа с презентациями. Это позволяет продолжать развитие творческих навыков и получать новые знания одновременно. Во время третьего года обучения основной задачей является научить детей пользоваться периферийным оборудованием – съемными дисками, сканерами, цифровым фотоаппаратом. Так же важно в этот период обучения дать первые навыки работы в Excel, то есть с электронными таблицами. Продолжая обучение в дальнейшем эти первые навыки разовьются и помогут детям чувствовать себя уверенней при работе с ПК.

Форма занятий – в основном – практическая работа на компьютере. Теоретические знания дети получают групповым методом, навыки отрабатываются индивидуально. Так как компьютеров не хватает, возможно разделение детей на подгруппы. Это предусматривает и инструкция по охране труда, по требованиям которой около 1 экрана не может находиться более 2-х человек. Кроме этого, по требованиям санитарных норм безопасности, дети не могут находиться у экрана компьютера без перерыва более 25 -30 мин. Поэтому обучение в кружке проводится по такому режиму: 1 подгруппа два занятия по 30 мин с 15-минутным перерывом. 2 подгруппа аналогично. Занятия проводятся в вечернее время. Продолжительность 1 занятия – 2 часа, кратность - два раза в неделю. Итого: первый год обучения – 144 часа, второй и последующий – 216 час в год.

Ожидаемые результаты программы:

vДети свободно могут ориентироваться в среде Windows.

vАктивно работают со всеми приложениями и служебными программами.

vМогут пользоваться ПК не только сами, но и обучать других.

vПрименяют свои знания не только на кружке, но и на других предметах.

Способы проверки знаний – контрольные и проверочные работы, а также активное участие в конкурсах и выставках.

1 год обучения

Учебный план

Цель: Получение первых навыков в среде Windows.

Задачи:

1.Получение навыка работы с мышью

2.Умение использования главного меню

3.Освоение правил работы в текстовом редакторе Word

раздел

Всего часов

В том числе

теория

практика

I

Организационное занятие

2

2

-

II

Основы работы в среде Windows

20

4

16

III

Графические средства MSWindowsи MSOffice

10

4

6

IV

Текстовой редактор Word

50

10

40

V

Работа с объектами WordArt

50

8

42

VI

Участие в конкурсах, выставках

10

-

10

VII

Заключительное занятие

2

2

-

 

ИТОГО

144

30

114

Учебно-тематический план

раздел

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

 

I

Организационное занятие

2

2

-

 

1.1.

ТБ при работе с ПК. Знакомство с программой 1 года обучения

2

2

 

опрос

II

Основы работы в среде Windows

20

4

16

 

2.1.

Графическая оболочка Windows

2

2

-

опрос

2.2.

Запуск приложения с помощью кнопки «Пуск»

2

2

-

практическая работа

2.3.

Работа в оконном режиме

4

-

4

практическая работа

2.4.

Работа с клавиатурой

10

-

10

опрос

2.5.

Работа с файловой системой

2

-

2

практическая работа

III

Графические средства MSWindowsи MSOffice

10

4

6

 

3.1.

Графическая оболочка редактора Paint

2

2

-

опрос

3.2.

Инструменты

2

-

2

3.3.

Вставка в рисунок текста

4

-

4

практическая работа

3.4.

Другие редакторы MSWindowsи MSOffice

2

2

-

IV

Текстовой редактор Word

50

10

40

 

4.1.

Графическая оболочка редактора

4

4

-

опрос

4.2.

Главное меню

2

2

-

4.3.

Форматирование текста

4

4

-

практическая работа

4.4.

Ввод и редактирование текста с клавиатуры

20

-

20

практическая работа

4.5.

Работа с таблицами и рисунками

20

-

20

практическая работа

V

Работа с объектами WordArt

50

8

42

 

5.1

Графические возможности редактора WordArt

4

4

-

опрос

5.2.

Создание красочных масштабных надписей

4

4

-

работа по образцу

5.3

Ввод и изменение текста

22

-

22

5.4.

Вставка объектов WordArtв текст

10

-

10

работа по образцу

5.5.

Работа с векторной графикой

10

-

10

 

VI

Участие в конкурсах, выставках

10

-

10

 

5.1.

Подготовка материалов для участия в конкурсах

8

-

8

 

5.2.

Подготовка материалов для участия в выставках

2

-

2

Выставка в кабинете

VII

Заключительное занятие

2

2

-

 
 

ИТОГО

144

30

114

 

Содержание программы 1 года обучения

I.Организационное занятие.

1.1.ТБ при работе с ПК. Знакомство с программой 1 года обучения. Основные моменты ТБ при работе в компьютерном классе. Пожарная безопасность. Правила поведения в кабинете информатики. Знакомство с программой. Основные моменты в программе 1 года обучения.

II.Основы работы в среде Windows.

2.1.Графическая оболочка Windows. Две основные части оболочки. Состояние рабочего стола. Управление графической оболочкой. Управление при помощи манипулятора мышь. Использование клавиатуры.

2.2.Запуск приложения с помощью кнопки «Пуск». Кнопка «Пуск». Кнопки запуска программ. Кнопки свернутых программ. Кнопки работающих программ.

2.3.Работа в оконном режиме. Запуск приложений. Окно редактора «Блокнот». Активное и неактивное окно. Строка заголовка. Кнопки управления. Меню. Рабочее поле. Полосы прокрутки.

2.4.Работа с клавиатурой. Группы клавиш на клавиатуре. Клавиша Esc(отмена). Клавиша Shift. Клавиша CapsLock. Клавиша Enter. Переключение с русского шрифта на английский. Комбинации клавиш. Ряд функциональных клавиш (F1 и т.д.). Клавиши управления курсором. Дополнительная раскладка клавиатуры. Расположение рук на клавиатуре.

2.5.Работа с файловой системой. Новая папка на рабочем столе. Имя папки. Копия папки. Удаление папки.

III.Графические средства MSWindowsи MSOffice.

3.1.Графическая оболочка редактора Paint. Основные элементы окна. Выделение и копирование.

3.2.Инструменты. Карандаш. Цветовая палитра. Кисть. Распылитель. Линия. Фигуры.

3.3.Вставка в рисунок текста. Инструмент «Надпись». Область редактирования.

3.4.Другие редакторы MSWindowsи MSOffice. Блокнот. Диспетчер рисунков. PowerPoint,Wordи другие.

IV.Текстовой редактор Word.

4.1.Графическая оболочка редактора. Основные элементы окна.

4.2.Главное меню. Пункты меню. Текстовые ремарки. Файл. Правка. Вид. Вставка. Формат. Сервис. Таблица. Окно.

4.3.Форматирование текста. Тип и размер шрифта. Абзацный отступ. Выравнивание текста. Межстрочный интервал. Переключение языка.

4.4.Ввод и редактирование текста с клавиатуры. Работа с клавишей Enter. Прописная и строчная буквы. Удаление символов. Вставка символов в уже набранный текст. Набор разных текстов. Работа с фрагментами текста.

4.5.Работа с таблицами и рисунками. Наиболее простые способы вставки в текст таблиц и рисунков. Выравнивание. Форматирование содержимого ячеек. Изменение направления текста. Выбор рисунка и его изменение в тексте и вне текста.

V.Работа с объектами WordArt.

5.1.Графические возможности редактора WordArt. Среда WordArt.

5.2.Создание красочных надписей. Выбор примерного оформления. Изменение надписи. Панель настройки.

5.3.Ввод и изменение текста. Практическая работа по созданию красочных надписей.

5.4.Вставка объектов WordArtв текст. Вставка в текст красочной надписи. Изменение части текста.

5.5.Работа с векторной графикой. Простейшие рисунки, схемы, графики. Панель инструментов. Изменение объекта.

VI.Участие в конкурсах, выставках

6.1.Подготовка материалов для участия в конкурсах. Работа с Положениями о конкурсах. Выбор лучших работ.

6.2.Подготовка материалов для участия в выставках. Работа с Положениями о выставках. Выбор лучших работ.

VII.Заключительное занятие. Подведение итогов года. Награждение лучших учащихся. Обсуждение лучших работ.

В конце 1 года обучения обучающиеся должны

знать

уметь

üОсновную терминологию

üЗапускать приложения

üОбозначения пиктограмм

üРаботать с файловой системой

üОсновы работы в среде Windows

üРаботать с графическими средствами

üОсобенности оболочки Word

üНабирать и форматировать простой текст

üПринципы работы WordArt

üСоздавать красочные надписи

 

üВставлять объекты растровой и векторной графики в текст

2 год обучения

Учебный план

Цель: Расширение общей эрудиции и закрепление навыков работы с компонентами MSOffice

задачи:

1.Дальнейшее изучение возможностей среды Windows.

2.Научиться создавать презентации

3.Изучение возможностей Wordпо редактированию html-документов.

раздел

Всего часов

В том числе

теория

практика

I

Организационное занятие

2

2

-

II

Служебные программы

12

6

6

III

Создание презентаций

90

20

70

IV

Редактирование html-документов

100

20

80

VI

Участие в конкурсах, выставках

10

-

10

VII

Заключительное занятие

2

2

-

 

ИТОГО

216

60

166

Учебно-тематический план

раздел

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

 

I

Организационное занятие

2

2

-

 

1.1

Знакомство с программой 2 года обучения. ТБ и правила поведения в кабинете информатики

2

2

 

опрос

II

Служебные программы

12

6

6

 

2.1

Антивирусные программы

4

2

2

опрос

2.2

Архиватор

4

2

2

опрос

2.3

Установка программ

4

2

2

опрос

III

Создание презентаций

90

20

70

 

3.1

Инструментарий

10

10

-

опрос

3.2

Создание пробной презентации

10

2

8

практическая работа

3.3

Особенности работы с шаблонами

10

2

8

3.4

Работа с пустым слайдом

10

2

8

3.5

Спецэффекты

10

2

8

3.6

Настройка демонстрации

20

2

18

3.7

Создание активных презентаций

20

-

20

IV

Редактирование html-документов

100

20

80

 

4.1

Использование Internet Explorer

10

4

6

опрос

4.2

Создание html-документов

10

2

8

4.3

Создание простейшей web-страницы

10

2

8

практическая работа

4.4

Вставка графики

10

2

8

работа по образцу

4.5

Таблицы

10

2

8

работа по образцу

4.6

Вставка других объектов

10

2

8

4.7

Гиперссылки

10

2

8

практическая работа

4.8

Закладки

10

2

8

4.9

Работа с мастером web-страниц

20

2

18

V

Участие в конкурсах, выставках

10

-

10

 

5.1

Подготовка материалов для конкурсов

6

-

6

 

5.2

Подготовка материалов для выставок

4

-

4

Выставка в кабинете

VI

Заключительное занятие

2

2

-

 

6.1

Подведение итогов года

2

2

-

 
 

ИТОГО

216

60

166

 

Содержание программы 2 года обучения

I.Организационное занятие.

1.1.ТБ при работе с ПК. Знакомство с программой 1 года обучения. Основные моменты ТБ при работе в компьютерном классе. Пожарная безопасность. Правила поведения в кабинете информатики. Знакомство с программой. Основные моменты в программе 2 года обучения.

II.Служебные программы

2.1.Антивирусные программы. Наиболее популярные антивирусные программы. Действие вирусов на компьютер.

2.2.Архиватор. Самые популярные архиваторы. Особенность оболочки окна архиваторов.

2.3.Установка программ. Обособленные и интегрированные типы установки программ. Установка устройств (принтер, сканер).

III.Создание презентаций

3.1.Инструментарий. Содержание меню Файл, Правка, Вставка, Формат, Показ слайдов.

3.2.Создание пробной презентации. Выбор шаблона или работа с пустым слайдом. Титульный слайд. Команды «Создать слайд», «Применить оформление» и другие. Запуск демонстрации.

3.3.Особенности работы с шаблонами. Презентация-трафарет. Выбор нужной закладки. Мастер автосодержания.

3.4.Работа с пустым слайдом. Выбор фона. Выбор цвета текстовой части. Отбор материала. Размещение текста и графики на слайде. Вставка рисунков, формул, диаграмм.

3.5.Спецэффекты. Эффекты анимации. Настройка анимации. Сопровождение звуком.

3.6.Настройка демонстрации. Ручное, автоматическое или смешанное управление. Настройка времени и звукозапись.

3.7.Создание активных презентаций. Кнопки и гиперссылки. Содержание меню «Показ слайдов»

IV.Редактирование html-документов.

4.1.Использование InternetExplorer. Проблемы просмотра документов данного типа. Панель инструментов InternetExplorer. Кнопки: Назад, Вперед, Остановить. Процесс загрузки. Возвращение к домашней странице. Свойства обозревателя. Специализированные сайты.

4.2.Создание html-документов. Два способа создания html-документов. Особенности оболочки редактора Wordпри работе с html-документами. Выпадающие кнопки. Модифицированные кнопки.

4.3.Создание простейшей web-страницы. Выбор фона и цвета шрифта. Применение выравнивания. Просмотр созданной страницы.

4.4.Вставка графики. Особенности вставки рисунков и графических объектов в html-документ.

4.5.Таблицы. Особенности вставки таблиц в html-документ.

4.6.Вставка других объектов. Бегущая строка. Формулы. Диаграммы.

4.7.Гиперссылки. Привязанность к одному слову, к нескольким словам, к рисунку. Создание гиперссылки.

4.8.Закладки. Определение положения закладки. Присвоение имени закладки.

4.9.Работа с мастером web-страниц. Использование шаблона. Выбор типа страницы. Автотекст. Стиль страницы. Прикрепление гиперссылок. Создание собственного проекта.

V.Участие в конкурсах, выставках

5.1.Подготовка материалов для участия в конкурсах. Работа с Положениями о конкурсах. Выбор лучших работ.

5.2.Подготовка материалов для участия в выставках. Работа с Положениями о выставках. Выбор лучших работ.

VI.Заключительное занятие. Подведение итогов года. Награждение лучших учащихся. Обсуждение лучших работ.

В конце 2 года обучения обучающиеся должны

знать

уметь

üОсновные принципы работы служебных программ

üЗапускать служебные программы

üОсобенности работы с презентацией

üСоздавать презентацию

üПринципы работы в сети InternetExplorer

üРаботать в сети Internet Explorer

ü

üСамостоятельно готовить материалы к конкурсам и выставкам

3 год обучения

Учебно-тематический план

Цель: Расширение круга навыков пользователя ПК

Задачи:

1.Изучение основ работы электронных таблиц

2.Отработка навыков с периферийными устройствами

раздел

Всего часов

В том числе

теория

практика

I

Организационное занятие

2

2

-

II

Электронные таблицы

40

10

30

III

Работа с цифровым фотоаппаратом

70

10

60

IV

Работа с периферийными устройствами

50

10

40

VI

Участие в конкурсах, выставках

52

 

52

VII

Заключительное занятие

2

2

-

 

ИТОГО

216

34

182

Учебно-тематический план

раздел

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

 

I

Организационное занятие

2

2

-

 

1.1

Знакомство с программой 2 года обучения. ТБ и правила поведения в кабинете информатики

2

2

 

опрос

II

Электронные таблицы

40

10

30

 

2.1

Особенности оболочки MS Excel

4

4

-

опрос

2.2

Форматирование ячеек

6

2

4

практическая работа

2.3

Автоматическое заполнение ячеек

10

2

8

2.4

Диаграммы

10

2

8

2.5

Графика в Excel

10

2

8

III

Работа с цифровым фотоаппаратом

70

10

60

 

3.1

Устройство цифрового фотоаппарата

6

2

4

опрос

3.2

Фотографирование объектов

40

-

40

практическая работа

3.3

Перенос снимков с карты памяти в компьютер

4

4

-

3.4

Создание фотоколлажа

10

2

8

3.5

Вставка текста в коллаж

10

2

8

IV

Работа с периферийными устройствами

50

10

40

 

4.1

Работа со сканером

10

4

6

опрос

4.2

Редактирование документов

40

6

34

V

Участие в конкурсах, выставках

52

-

52

 

5.1

Подготовка материалов для конкурсов

30

-

30

 

5.2

Подготовка материалов для выставок

22

-

22

Выставка в кабинете

VI

Заключительное занятие

2

2

-

 

6.1

Подведение итогов года

2

2

-

 
 

ИТОГО

216

34

182

 

Содержание программы 3 года обучения

I.Организационное занятие.

1.1.ТБ при работе с ПК. Знакомство с программой 1 года обучения. Основные моменты ТБ при работе в компьютерном классе. Пожарная безопасность. Правила поведения в кабинете информатики. Знакомство с программой. Основные моменты в программе 3 года обучения.

II.Электронные таблицы.

2.1.Особенности оболочки. Панель инструментов. Поле редактора. Работа с ячейками. Окно имени ячейки. Панель имен столбцов. Панель номеров строк. Ярлыки листов.

2.2.Форматирование ячеек. Режим ввода данных. Режим форматирования. Выделение ячеек. Свойства ячеек. Проблема переноса текста.

2.3.Автоматическое заполнение ячеек. Заполнение ячеек одинаковыми данными.

2.4.Диаграммы. Графическое представление данных. Мастер диаграмм. Выбор подходящей диаграммы. Работа с данными.

2.5.Графика в Excel. Вставка стандартных рисунков. Возможности работы с векторной графики, объектами WordArt.

III.Работа с цифровым фотоаппаратом.

3.1.Устройство цифрового фотоаппарата. Объектив. Окно обзора. Назначение кнопок. Работа с меню.

3.2.Фотографирование объектов. Особенности фотографирование природы. Положение солнца во время фотографирования. Особенности работы с портретным снимком. Выбор фона. Выбор сюжета.

3.3.Перенос снимков с карты памяти в компьютер. Необходимое оборудование. Операция «Вырезать – Вставить». Операция «Копировать - Вставить». Операция «Удалить». Возможности изменение формата снимков. Оформление папки на рабочем столе компьютера.

3.4.Создание фотоколлажа. Фотопрезентация. Коллаж в формате Word. Изменение формата фотографий. Рамки.

3.5.Вставка текста в коллаж. Вставка текста в фотопрезентацию. Вставка текстов в коллажи формата Word. Изменение текста. Фон. Рамки. Цвет текста.

IV.Участие в конкурсах, выставках

4.1.Подготовка материалов для участия в конкурсах. Работа с Положениями о конкурсах. Выбор лучших работ.

4.2.Подготовка материалов для участия в выставках. Работа с Положениями о выставках. Выбор лучших работ.

V.Заключительное занятие. Подведение итогов года. Награждение лучших учащихся. Обсуждение лучших работ.

В конце 3 года обучения обучающиеся должны

знать

уметь

üОсобенности оболочки Excel

üПользоваться электронными таблицами

üПринципы работы с цифровым фотоаппаратом

üИспользовать специальные возможности Excel

üВсе особенности работы с операционной системой Windows

üВести съемку цифровым фотоаппаратом

 

üСоставлять фотоколлажи в разных версиях редактора Word

 

üСоставлять фотопрезентации

 

üСамостоятельно готовить материалы к выставкам и конкурсам

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо:

1.Компьютеры на каждого члена кружка (9 компьютеров, оснащенных единым сетевым проводом для выхода в Интернет и подключенных к принтеру)

2.2-3 цифровых фотоаппарата разных марок (Кодак, LG, Сименс и др)

3.Цветной принтер для печати фотографий

4.Сканеры разных марок (1-2 сканера)

5.Устройство для просмотра презентаций – экран, проектор

Кроме этого учащимся необходимо иметь набор расходных материалов, приобретаемых за счет родительских взносов:

1.Бумага белая и цветная

2.Фотобумага

3.Диски, дискеты или флеш-карты

Литература

Для педагога:

1.Гейн. А.Г. и др. Программа по информатике для общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1998.

2.Основы информатики и вычислительной техники: Учебник для 10-11 кл. средних школ/Под ред. А.Г. Гейна, В.Г. Житомирский и др.. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1998

3.Попов К.А. Учебный курс пользователя: В 3-х частях. – Волгоград: Учитель, 2003.

4.Семакин7 И.Г. Информатика. Базовый курс для 7-9 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

5.Симонович С.В., Евсеев Г.А. Общая информатика: Учебное пос. для средней школы. – М.: АСТ-Пресс, 1998.

 

Для детей и родителей:

1.Книга хакера. – М.: Лучшие книги, 2008

2.Левин А. Самоучитель работы на компьютере: 10-е изд. – Спб.: Питер, 2008.

3.Леонтьев В. новейшая энциклопедия персонального компьютера: Настольная книга пользователя. – М.: Дрофа, 2008

4.Пастернак Е. Компьютер для женщин. – Спб.: Питер, 2008

5.WindowsXPс нуля! – справочник для начинающих пользователей. – М.: Лучшие книги, 2007

6.Фленов М. Быстро осваиваем ПК: Кн.+ CD. – М.: Лучшие книги, 2007

7.Цифровое фото: пос. для начинающих. – М.: Лучшие книги, 2008

 

© 2018 МОУ Атабаевская СОШ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.